четверг, 15 января 2015 г.

На российском ТВ запретили слово "кризис"

Центральные телеканалы России отказались от использования словосочетания "экономический кризис", сообщает РБК со ссылкой на неназванный источник в ВГТРК. Собеседник предположил, что запрет на упоминание кризиса исходит от администрации президента России.

На российском ТВ запретили слово «кризис»

Официально на ВГТРК опровергли существование подобного запрета. Руководство компании не давало распоряжения отказаться от «кризиса», заявила официальный представитель ВГТРК Виктория Арутюнова. В руководстве сайта «Первого канала» в свою очередь неофициально заявили, что не получали подобных указаний.
Между тем данные исследования «Медиалогии» показали, что с начала января упоминание «экономического кризиса» на «Первом канале», «Россия-1», а также на НТВ стремительно сократилось и приблизилось к нулю. В период с августа по январь самыми пиковыми днями по числу сообщений телеканалов о кризисе стали 10 ноября и 15 декабря — в последнем случае каналы выдали за день 39 сюжетов, посвященных падению рубля и курсу нефти.
В то же время в печатных и интернет-СМИ произошла обратная ситуация. В начале августа газеты и сетевые издания писали ежедневно по 16 и 655 сообщений о кризисе соответственно. К началу января число публикаций в печати увеличилось до 82 (на середину декабря пришелся пик — 237 сообщений), а в интернете — до 3563 (в декабрьский пик — 8976 заметок). 
О возможном запрете на упоминание «кризиса» на ТВ первым сообщил экономист Сергей Алексашенко, в прошлом работавший в Центробанке. В эфире «Эха Москвы» 14 января он рассказал, что подобный запрет существовал в 2008 году. «В 2008 году, до конца 2008 года, было запрещено использовать слово "кризис" — был антикризисный штаб, была антикризисная программа, а кризиса не было. Кризис начался в январе 2009 года», — сказал Алексашенко.
http://snob.ru/selected/entry/86485



Федеральные телеканалы перестали упоминать в сюжетах экономический кризис. Согласно исследованию "Медиалогии", "Первый", "Россия 1" и НТВ последние полгода ежедневно выпускали от 5 до 15 сюжетов на эту тему. Однако с середины декабря после рекордного падения рубля количество сюжетов стало сокращаться и в январе достигло нуля. Журналист Николай Сванидзе обсудил тему с ведущим Максимом Митченковым в эфире "Коммерсантъ FM".
— Как бы вы прокомментировали такие результаты и такие исследования?
— Это предсказуемо, потому что все наши основные СМИ, наиболее рейтинговые, прежде всего, федеральные, аффиллированные с ними, а это подавляющая часть наших СМИ, в частности, телевизионных, в течение последнего года особенно, хотя не только, были заточены исключительно на пропаганду, причем пропаганду внешнеполитических успехов нашей страны и нашей власти, пропаганду, что мы всех победили, что Крым наш, что все замечательно, что мы самые главные, самые уважаемые, самые авторитетные, то есть власть — победитель, наша страна — победитель, мы победители.
Это замечательный контент, который всем приятен, который пользуется успехом, вызывает аплодисменты и повышение рейтинга. Радикальная смена этой содержательной части на наши внутренние проблемы, которые далеко не столь успешны, как покорение Крыма, естественно, приводит к снижению рейтинга, к снижению общей радостной атмосферы и так далее. Это никому неприятно, власти, прежде всего. Это во-первых.
Во-вторых, наши СМИ на это не заточены. Уже выросло целое поколение наших обозревателей, аналитиков, просто корреспондентов, которые привыкли говорить исключительно про козни американских империалистов, а про наши внутренние проблемы, даже если они не столь критичны, просто не умеют говорить. Это как делаешь скороварку, а получается все равно автомат Калашникова. Они не умеют об этом говорить. Начинают говорить про экономический кризис, а получается все равно про американские козни.
Поэтому по двум причинам объективного порядка, потому что неприятно об этом говорить, это приводит к снижению рейтингов, и не умеют про это говорить. В связи с этим слово "кризис" уходит из употребления. Это напоминает старый не вполне приличный анекдот про Вовочку, что попа есть, а слова нет. Кризис есть, а слова нет. И все связанное с кризисом как-то непопулярно в наших СМИ. Я думаю, что это до поры, до времени будет продолжаться, хотя, конечно, это достаточно смешно.
— Но тогда получается, вообще не надо было говорить про экономический кризис, но в свое время каналы все-таки выпускали сюжеты на эту тему.
— Исходя из этой позиции, не надо было, но сложно было не сказать, потому что санкции, значит, нужно было рассказывать про санкции западные, а потом про антисанкции наши, насколько они успешны. Правда, наши антисанкции ударили по нам больше, чем западные санкции по ценам в магазинах. Мне сказать-то про это надо было, как же не сказать?
— Да, что мы во всем победили и собственно кризис тоже победили?
— Что мы победили и в этом, что Запад беснуется, объявляет нам санкции, и эти санкции смешные, мы все равно побеждаем. Но потом постепенно по объективной реальности стало выясняться, что все не так просто. А уже сейчас говорить про это и не хочется.
— Может, людям просто надоело про это слышать, и поэтому и каналы решили от этой темы отказаться?
— Людям, конечно, приятнее слышать про "Крым наш", несомненно.
— Естественно.
— Но контент меняется, потому что Крым-то наш, а люди… Каждый день хозяйки ходят в магазин и видят меняющиеся ценники, и проверяют содержание своих кошельков и портмоне, и оно не всегда их удовлетворяет, гораздо в меньшей степени, чем успехи нашей внешней политики. И не говорить об этом совсем тоже нельзя, потому что это постепенно то, что становится главным в настроениях и в мыслях людей, никуда от этого не деться. В конце концов, всегда, во все времена и во всех странах, если только не идет прямая горячая война, не дай бог никому, внешнеполитическая проблематика на втором плане по сравнению с экономической.
— Николай Карлович, вы сами часто же выступаете в средствах массовой информации, в том числе не федеральных каналах, вас лично кто-то просил избегать подобных тем и подобных фраз?
— Во-первых, на федеральных каналах я выступаю крайне редко, у вас устаревшая информация. Во-вторых, меня никогда никто ни о чем не просит, но я в этом плане, скорее, составляю исключение.
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2646727

Комментариев нет:

Отправить комментарий