понедельник, 23 февраля 2015 г.

"Мусорный рейтинг" России

Уже второе международное агентство – Moody’s – понизило рейтинг России до спекулятивного уровня. О возвращении к более высоким рейтингам пока лучше забыть. Но можно ли остановить их обрушение?

Контрольный выстрел: к чему приведет новое снижение рейтинга России 


Антон Табах

Уже второе международное агентство – Moody’s – понизило рейтинг России до спекулятивного уровня. О возвращении к более высоким рейтингам пока лучше забыть. Но можно ли остановить их обрушение? В этом сюжете Мэрия Москвы продлила льготы на арендную плату для малого бизнеса 24.02.2015, 16:02 «Мечел» обратится за господдержкой в рамках антикризисного плана 24.02.2015, 13:46 Минфин исключил возможность финансовой помощи Греции 24.02.2015, 12:44 Посмотреть все 495 материалов

«Черный» сценарий 

Пятничное решение агентства Moody’s о снижении кредитного рейтинга России до Ba1 в некотором смысле является контрольным выстрелом. С начала года все три глобальных рейтинговых агентства снизили суверенный рейтинг России на одну ступень, сохранив негативный прогноз. У Fitch Россия пока еще остается в инвестиционной категории, у остальных двух – S&P и Moody’s – теперь уже в спекулятивной. Последнее решение Moody’s было ожидаемым, но случилось несколько раньше рутинного пересмотра рейтингов, назначенного на апрель. Два спекулятивных рейтинга означают, что Россия теперь твердо заняла место в этой категории – со всеми вытекающими последствиями.
Естественно, официальные лица – а при снижении рейтинга чиновники любой страны от Австрии до Ямайки ведут себя примерно одинаково – обвинили Moody’s в предвзятости и политизированности принятого решения. В комментарии агентства, сопровождавшем снижение рейтинга, говорится о нескольких факторах, повлиявших на решение: внешние риски и шок от падения цен на нефть, что наносит удар по экономическому росту и наполняемости бюджета, а также политические риски, включая все еще маловероятные, но теоретически возможные ограничения на выплаты внешнего долга.

Опубликованный недавно агентством прогноз экономического развития исходит из падения ВВП России на 8,5% в 2015–2016 годах и чистого оттока капитала в $400 млрд. Такой «чернушный» сценарий дает немало поводов для критики: если не будут введены новые санкции, темпы падения ВВП, скорее всего, будут ниже, а объем оттока – ниже даже при мягком контроле за движением капитала и сохранении положительного сальдо по внешней торговле. Плавающий курс рубля уже снизил риски быстрого сгорания валютных резервов, а наполняемость бюджетов всех уровней, начиная с четвертого квартала 2014 года, превосходит прогнозы, и даже при частичной реализации антикризисного плана дефицит должен остаться умеренным. Собственно говоря, основным риском для кредитного качества по факту являются возможные непредсказуемые действия властей. Но если бы это было объявлено главной причиной снижения, то обвинения в предвзятости можно было бы считать доказанными.

Текущие риски 

Снижение рейтинга окончательно выводит российские бумаги из инвестиционной категории и теоретически может потребовать сокращения позиций в них у фондов, имеющих регуляторное ограничение по качеству активов. Можно ожидать дополнительного давления на рубль – рынок отыграет часть позитива последних недель.
Но избавление от российских активов в основном уже произошло. Доходности российских облигаций находятся на уровне, соответствующем куда более низким уровням рейтинга. Возможности выпуска долговых бумаг российскими компаниями также ограничены не столько рейтингами, сколько санкциями.

Можно ли остановить падение рейтинга 

Тем не менее, санкции и снижение рейтингов выявили проблемы, о которых профессиональное сообщество говорило уже много лет. Слабость рынка внутренних заимствований не позволяет обеспечить приток необходимых средств в бюджет с внутреннего рынка. В последние недели аукционы по ОФЗ стали более успешными, но эту работу надо будет проводить быстро и в значительно более сложных условиях, чем в 2010–2013 годах.

Долговой рынок и банковская система слишком зависят от ликвидности ЦБ РФ, а зачистка банковской системы от проблемных институтов создает дополнительный слой рисков. От регулятора сейчас требуется хирургическая точность. Наконец, даже критикуя подход большой тройки, ЦБ продолжает использовать их рейтинги как основной инструмент управления рисками – например, при резком сокращении списка банков, имеющих право принимать пенсионные накопления. Альтернативные рейтинговые механизмы от отечественных рейтинговых агентств или не входящих в большую тройку зарубежных игроков пока используются слабо, процесс этот идет медленно.

Вопрос о повышении рейтингов в обозримой перспективе не стоит. Но о замедлении процесса подумать стоит – низкий уровень долга и отсутствие необходимости внешних суверенных заимствований дают существенное пространство для маневра. Снижение геополитических рисков, естественно, является ключевым фактором в борьбе за рейтинги. Но и более жесткая бюджетная дисциплина, и налоговая стабильность, и прекращение огосударствления всего и вся могут способствовать повышению кредитного качества страны и госкомпаний.
В случае восстановления экономического роста при устойчивом бюджете и низком долге даже высокая инфляция не будет серьезным негативным фактором – ведь она не играла такой роли почти все 2000-е. Рынок – и глобальный, и внутренний – это оценит, невзирая на санкции. Пока же и бизнесу, и инвесторам, и регуляторам надо работать в новых условиях. Впереди, скорее всего, еще один или два раунда рейтинговых решений, и к ним надо быть готовыми.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. 

http://daily.rbc.ru/opinions/economics/23/02/2015/54e9a2dc9a7947187720e914



Они снижались за Родину

Очередным изменением суверенного рейтинга Moody`s закрыло России кредитное окно

Рейтинговое агентство Moody`s второй раз с начала квартала снизило суверенный рейтинг РФ. Лишь для малой части международных инвесторов, ориентирующихся только на рейтинги Fitch, Россия сохраняет инвестиционный рейтинг — Moody`s, как и Standard & Poor`s, с февраля считает операции с долгами экономики РФ чисто спекулятивными. Moody`s не скрывает, что решение, которое застало и Минфин РФ, и экспертов врасплох, политическое: агентство не доверяет платежеспособности России из-за продолжающегося на Украине конфликта.
Рейтинговое решение Moody`s объявлено в России 21 февраля — вслед за январским снижением рейтинга на одну ступень агентство снизило его еще на одну, с Baa3 до Ba1. Согласно сообщениям агентства, рейтинговый комитет был созван 17 февраля, он обсуждал "физическое снижение" показателей, обеспечивавших наличие у РФ рейтингов на инвестиционном уровне и рост "подверженности" реализации рисков.
Дата в данном случае важна. Напомним, январское снижение S&P суверенного рейтинга до неинвестиционного (как и решение Moody`s о снижении рейтинга до последней ступени инвестиционного уровня) оценивало перспективы развития кризиса в РФ в основном на данных ноября--декабря 2014 года. 17-20 февраля Moody`s во многом обсуждало не столько новые коммерческие риски держателей внешнего долга РФ, выявленные в январе 2015 года, сколько политические по происхождению риски экономики РФ в связи с переговорами в Минске по конфликту на юго-востоке Украины. Moody`s не скрывает, что оценивало в первую очередь набор условий для РФ как заемщика на внешних рынках в первую очередь в связи с украинским конфликтом.
Первый фактор, определивший снижение рейтинга в оценке Moody`s,— уникальное сочетание шоков: украинского конфликта, в который Россия вовлечена (в том смысле, в котором он отражается на платежеспособности и готовности кредиторов предоставлять деньги в долг), снижения цен на нефть и девальвации рубля. Фактически аналитики агентства предлагают считать это единым набором внутренних и внешних шоков. Второй фактор — сокращающиеся возможности роста налогообложения и использования резервов, инвестированных в валютных активах. Moody`s полагает, что в 2015 года дефицит консолидированного бюджета превысит 2% ВВП (1,6 трлн руб.), что более или менее соответствует оценкам Минфина РФ. Однако оценки будущего сокращения резервов у Moody`s жестче, чем у госструктур РФ: в агентстве полагают, что в 2015 году резервы РФ упадут до $330 млрд, после чего в 2016 году правительство РФ будет вынуждено наращивать уровень госдолга выше чем до 20% ВВП.
Наконец, третий фактор в описании Moody`s необычен и также политизирован — это "непредсказуемая политическая динамика" в РФ: в неинвестиционный рейтинг России заложен "довольно низкий, но растущий" риск того, что международные ответные действия на участие России в конфликте на Украине приведут к прямому или непрямому временному сбою в обслуживании внешнего долга РФ. Moody`s специально отмечает, что на горизонте шести месяцев решений правительства РФ по приостановке обслуживания внешнего долга не ожидается и сами по себе такого рода риски достаточно низки, однако "этот риск растет". Прогноз рейтинга сохранен негативным, Moody`s ожидает его улучшения только в том случае, если станет очевидным исчезновение или существенное снижение вероятности полномасштабных военных действий на Украине.
Сам по себе учет Moody`s политических рисков при определении суверенного рейтинга правомерен, а методика агентства, последняя ревизия которой состоялась в сентябре 2013 года, требует при определении рейтингов учитывать или предсказывать и внутриполитические изменения в странах-заемщиках, поскольку для держателей долга эти риски по следствиям ничем не отличаются от коммерческих. Фактически февральское изменение позиции Moody`s — это оценка перспективы изменений внутриполитической ситуации в РФ, и она довольно мягка с учетом оговорок Moody`s о по-прежнему низкой вероятности дефолтного сценария развития событий. Вероятно, на решение агентства также повлияла некоторая закрытость информации о планируемой "фискальной консолидации" в РФ (пересмотр бюджета-2015, до середины февраля нет данных о его будущих параметрах, Минфин РФ заявил, что такая информация Moody`s представлялась, но была проигнорирована) и продолжающееся быстрое снижение резервов ЦБ при нефти, стабильной на уровне $60 за баррель.
Решение Moody`s крайне негативно оценено и экспертами правительства, и независимыми аналитиками. Так, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин назвал его просто "необъяснимым". С подробным и критичным комментарием выступил Минфин РФ, который привел данные оценок Moody`s, не опубликованные в официальном сообщении агентства о снижении рейтинга. По этим оценкам в изложении Минфина, отток капитала на 2015 год агентство прогнозирует в $272 млрд (цифра выглядит сильно завышенной), снижение ВВП за два года на 8,5% (вполне представимый сценарий), инфляцию выше 22% в 2015 году (в качестве пиковой инфляции в марте--апреле 2015 года это вероятно). Оценки Минфина мягче, и ведомство Антона Силуанова констатирует, что расчеты Moody`s "несопоставимы с экономическими прогнозами МВФ, Всемирного банка, международных банков" (они обычно отстают по времени).
"Полагаем, что решение агентства не должно оказать дополнительного серьезного влияния на рынок капитала",— заявили 21 февраля в Минфине, уточнив, что "рейтинги от двух других рейтинговых агентств по обязательствам РФ в национальной валюте по-прежнему находятся на инвестиционном уровне ВВВ-" (суверенный рейтинг оценивает займы в иностранной валюте, речь идет об оценках S&P и Fitch по займам в рублях), поэтому распродаж ОФЗ, как и роста ставок на внутреннем рынке РФ, Минфин не ждет. "Полагаю, при принятии решения о снижении рейтинга агентство руководствовалось прежде всего факторами политического характера",— сообщил глава Минфина Антон Силуанов, не уточнив, какие именно политические цели могло преследовать Moody`s. Обвинения в "политизированности рейтингов" выдвигаются с начала кризиса 2008-2009 годов почти во всех странах, чьи рейтинги снижались, включая КНР и Францию, но Россия ранее воздерживалась от такого рода заявлений.
Так или иначе суверенный рейтинг РФ по займам в валюте с 21 февраля является инвестиционным только в оценке Fitch, с существенной вероятностью и Fitch присоединится к коллегам в ближайшие месяцы, "дооценив" события января--февраля 2015 года. Последствия снижения рейтингов оцениваются в февральском совместном мониторинге Института Гайдара, РАНХиГС при президенте РФ и Всероссийской академии внешней торговли при Минэкономики. Авторы полагают, что такое развитие событий не приведет к немедленной распродаже российских активов и ОФЗ, а проспекты эмиссии крупных хедж-фондов (PIMCO, BlackRock) вообще не содержат описания рисков продаж активов РФ в случае потери страной инвестрейтингов всех трех агентств. Напомним, в РФ с начала 2000-х принят подход, в рамках которого актив считается инвестиционным при наличии двух инвестрейтингов. Он, в частности, принят Минфином и ЦБ. Меньшая часть инвесторов ориентируется только на рейтинги S&P. Авторы мониторинга считают большим риском исключение облигаций РФ из индексов, используемых как ориентир пенсионными фондами и "взаимными фондами" (mutual funds), и неформальные рекомендации администрации президента США и SEC снизить вложения в российский внешний долг.
В любом случае изменение рейтингов Moody`s вряд ли увеличивает потенциальный отток капитала из РФ на 2015 год более чем на $10-15 млрд. Между тем макросценарий Moody`s выглядит избыточно пессимистичным в цифрах (например, в цифрах оттока капитала), но не в предполагаемой картине развития кризиса: агентство считает будущий спад ВВП как минимум двухлетним, инфляционные ожидания — не снижающимися, а влияние шоков — пока не реализованным в экономике полностью. Фактически рейтинговое действие Moody`s — это жесткая, но интеллектуально честная попытка не столько оценить платежеспособность России сейчас, сколько в перспективе 1-1,5 года при отсутствии изменений в политической сфере. В этом случае критическая реакция на рейтинговые действия Moody`s объяснима: горизонт планирования в экономике России в последние месяцы действительно резко сузился, и приемлемые краткосрочные перспективы сглаживают восприятие негативных среднесрочных прогнозов. В любом случае Moody`s и Минфин России едины во мнении: внешний рынок займов, в отличие от внутреннего, для любого заемщика из России до стабилизации ВВП и разрешения конфликта на юго-востоке Украины закрыт.
Дмитрий Бутрин
http://www.kommersant.ru/doc/2673866


Чем грозит России «мусорный рейтинг»?

Что случилось?

Агентство Standard & Poor's понизило кредитный рейтинг России до уровня «ВВ+». S&P стало первым из трех крупнейших международных агентств, понизившим оценку платежеспособности российской экономики до так называемого «мусорного» уровня. Два других агентства — Moody's и Fitch — тоже могут понизить рейтинг России в ближайшее время. 

Что это за агентства? Что за рейтинги?

Рейтинговые агентства — это коммерческие компании, которые оценивают платежеспособность и качество управления корпораций и государств. Самые крупные — Fitch, Moody’s и Standard&Poor’s, на «большую тройку» приходится почти 95% рынка. Инвесторам нужно понимать, кому безопасно давать деньги в долг, а кому — рискованно. Для этого они смотрят на кредитные рейтинги, которые агентства присваивают компаниям и государствам (правительства тоже берут в долг). Оценки выражаются буквами. Шкалы у всех немного разные, но принцип один и тот же: есть «инвестиционный уровень»  (от самого высокого «ААА» до самого низкого «BBB-») — и «неинвестиционный», или «мусорный» — (от «BB+» до «D»). D означает дефолт, неспособность вернуть долг. 

Как агентства считают суверенные кредитные рейтинги?

У всех агентств разные методики, но общие принципы похожи. Информация собирается по документам — как публичным, так и закрытым. С помощью этих данных эксперты оценивают страну по нескольким ключевым показателям: например, они смотрят, насколько сильна экономика, как реагирует на потрясения, как работают институты, нет ли проблем со сбором налогов и т.п. Каждый показатель оценивается по своему набору критериев и получает определенное количество баллов. Кроме базовых показателей, существует много дополнительных, например, то как Всемирный банк оценивает эффективность властей в борьбе с коррупцией. В случае с Россией агентства учитывают, среди прочего, падение цен на нефть и резкие колебания стоимости рубля относительно доллара и евро, которые угрожают финансовому сектору. Время от времени агентства пересматривают свои методики.

Крупнейшие агентства действуют по указке США и ЕС?

Нет. Крупнейшие агентства основаны в США, там находятся их штаб-квартиры, но они не подчиняются ни американским, никаким другим властям. Деньги агентства зарабатывают не на суверенных рейтингах, а на корпоративных — им платят коммерческие компании за то, что агентства оценивают их кредитоспособность. Заподозрить «большую тройку» в ангажированности сложно, если посмотреть, как строятся их отношения с властями. Когда S&P летом 2011 года снизило кредитный рейтинг США, власти подали на компанию в суд, и это не единственное подобное разбирательство. Европейские власти также не раз критиковали агентства, и призывали принять меры, чтобы снизить влиятельность «большой тройки». В 2012 году Евросоюз ужесточил ответственность рейтинговых агентств за ошибочные оценки. 

Означает ли снижение рейтинга до «мусорного» скорый дефолт?

Нет. У «неинвестиционного» уровня несколько ступеней и «D» (дефолт) – последняя. Не исключено, что Россия сможет вскоре вернуться с «мусорных» ступеней, как это недавно произошло с Ирландией. Кроме того, у России в сравнении с другими странами даже с более высоким рейтингом не очень большой внешний долг, так что его можно будет покрыть за счет резервов.

Чем «мусорный рейтинг» грозит российской экономике?

Само по себе понижение рейтинга — немногим. На российскую экономику по-прежнему влияет большое количество фундаментальных факторов (дешевая нефть, закредитованность компаний и населения), а также отношения с другими странами. Снижение рейтинга лишь фиксирует существующие проблемы. В обычной ситуации снижение рейтинга означает, что государству и компаниям становится сложнее получать кредиты за рубежом, но после присоединения Крыма и последовавших санкций доступ бизнеса к внешнему финансированию и так сильно ограничен. Это же касается и инвестиций со стороны развитых стран в российскую экономику: бизнес неохотно идет в государства с низким рейтингом (и высоким риском), но для России в этом ничего нового, ведь их объем в 2014 году и так сокращался. Тем не менее, некоторый эффект, безусловно, будет: многие крупнейшие государственные и коммерческие инвестиционные фонды прямо запрещают вкладывать средства в страны и компании, которым крупнейшие агентства присваивают «мусорный» рейтинг. .

https://meduza.io/cards/chem-grozit-rossii-musornyy-reyting

Комментариев нет:

Отправить комментарий