пятница, 26 декабря 2014 г.

Военная доктрина РФ

Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации
Основные внутренние военные опасности:
Деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества.


УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации
В.Путин

Военная доктрина Российской Федерации

I. Общие положения
1. Военная доктрина Российской Федерации (далее - Военная
доктрина) представляет собой систему официально принятых в
государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и
вооруженную защиту Российской Федерации.
2. В Военной доктрине на основе анализа военных опасностей
и военных угроз Российской Федерации и интересам ее союзников
сформулированы основные положения военной политики и военно-
экономического обеспечения обороны государства.
3. Правовую основу Военной доктрины составляют
Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации в области обороны, контроля над
вооружениями и разоружения, федеральные конституционные
законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации.
4. В Военной доктрине учтены основные положения
Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а
также соответствующие положения Концепции внешней политики
Российской Федерации, Морской доктрины Российской Федерации
на период до 2020 года, Стратегии развития Арктической зоны
Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности 2
на период до 2020 года и других документов стратегического
планирования.
5. В Военной доктрине отражена приверженность Российской
Федерации к использованию для защиты национальных интересов
страны и интересов ее союзников военных мер только после
исчерпания возможностей применения политических,
дипломатических, правовых, экономических, информационных и
других инструментов ненасильственного характера.
6. Положения Военной доктрины конкретизируются в
посланиях Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации и могут корректироваться в
рамках стратегического планирования в военной сфере (военного
планирования).
7. Реализация Военной доктрины достигается путем
централизации государственного управления в области обороны и
безопасности и осуществляется в соответствии с федеральным
законодательством, нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и
федеральных органов исполнительной власти.
8. В Военной доктрине используются следующие основные
понятия:
а) военная безопасность Российской Федерации (далее -
военная безопасность) - состояние защищенности жизненно
важных интересов личности, общества и государства от внешних и
внутренних военных угроз, связанных с применением военной
силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием
военной угрозы либо способностью ей противостоять;
б) военная опасность - состояние межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемое
совокупностью факторов, способных при определенных условиях
привести к возникновению военной угрозы;
в) военная угроза - состояние межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной
возможностью возникновения военного конфликта между
противостоящими сторонами, высокой степенью готовности
какого-либо государства (группы государств), сепаратистских
(террористических) организаций к применению военной силы
(вооруженному насилию);3
г) военный конфликт - форма разрешения
межгосударственных или внутригосударственных противоречий с
применением военной силы (понятие охватывает все виды
вооруженного противоборства, включая крупномасштабные,
региональные, локальные войны и вооруженные конфликты);
д) вооруженный конфликт - вооруженное столкновение
ограниченного масштаба между государствами (международный
вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в
пределах территории одного государства (внутренний
вооруженный конфликт);
е) локальная война - война, в которой преследуются
ограниченные военно-политические цели, военные действия
ведутся в границах противоборствующих государств и которая
затрагивает преимущественно интересы только этих государств
(территориальные, экономические, политические и другие);
ж) региональная война - война с участием нескольких
государств одного региона, ведущаяся национальными или
коалиционными вооруженными силами, в ходе которой стороны
преследуют важные военно-политические цели;
з) крупномасштабная война - война между коалициями
государств или крупнейшими государствами мирового сообщества,
в которой стороны преследуют радикальные военно-политические
цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации
вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с
вовлечением значительного количества государств разных
регионов мира. Эта война потребует мобилизации всех имеющихся
материальных ресурсов и духовных сил государств-участников;
и) военная политика - деятельность государства по
организации и осуществлению обороны и обеспечению
безопасности Российской Федерации, а также интересов ее
союзников;
к) военная организация государства (далее - военная
организация) - совокупность органов государственного и военного
управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное
время специальных формирований (далее - Вооруженные Силы,
другие войска и органы), составляющих ее основу и
осуществляющих свою деятельность военными методами, и4
оборонно-промышленный комплекс страны, совместная
деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной
защите и вооруженную защиту Российской Федерации;
л) военное планирование - определение порядка и способов
реализации целей и задач развития военной организации,
строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и
органов, их применения и всестороннего обеспечения;
м) мобилизационная готовность Российской Федерации -
способность Вооруженных Сил, других войск и органов, экономики
государства, а также федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и организаций к выполнению
мобилизационных планов;
н) система неядерного сдерживания - комплекс
внешнеполитических, военных и военно-технических мер,
направленных на предотвращение агрессии против Российской
Федерации неядерными средствами.
II. Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации
9. Мировое развитие на современном этапе характеризуется
усилением глобальной конкуренции, напряженности в различных
областях межгосударственного и межрегионального
взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и
моделей развития, неустойчивостью процессов экономического и
политического развития на глобальном и региональном уровнях на
фоне общего осложнения международных отношений. Происходит
поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров
экономического роста и политического притяжения.
10. Неурегулированными остаются многие региональные
конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в
том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией.
Существующая архитектура (система) международной
безопасности не обеспечивает равной безопасности всех
государств.
11. Наметилась тенденция смещения военных опасностей и
военных угроз в информационное пространство и внутреннюю
сферу Российской Федерации. При этом, несмотря на снижение 5
вероятности развязывания против Российской Федерации
крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности
для Российской Федерации усиливаются.
12. Основные внешние военные опасности:
а) наращивание силового потенциала Организации
Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее
глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм
международного права, приближение военной инфраструктуры
стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том
числе путем дальнейшего расширения блока;
б) дестабилизация обстановки в отдельных государствах и
регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности;
в) развертывание (наращивание) воинских контингентов
иностранных государств (групп государств) на территориях
государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее
союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для
политического и военного давления на Российскую Федерацию;
г) создание и развертывание систем стратегической
противоракетной обороны, подрывающих глобальную
стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в
ракетно-ядерной сфере, реализация концепции "глобального
удара", намерение разместить оружие в космосе, а также
развертывание стратегических неядерных систем высокоточного
оружия;
д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее
союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
е) распространение оружия массового поражения, ракет и
ракетных технологий;
ж) нарушение отдельными государствами международных
договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных
международных договоров в области запрещения, ограничения и
сокращения вооружений;
з) применение военной силы на территориях государств,
сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, в
нарушение Устава Организации Объединенных Наций (ООН) и
других норм международного права;6
и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных
конфликтов на территориях государств, сопредельных с
Российской Федерацией и ее союзниками;
к) растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и
его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного
международного антитеррористического сотрудничества, реальная
угроза проведения терактов с применением радиоактивных и
токсичных химических веществ, расширение масштабов
транснациональной организованной преступности, прежде всего
незаконного оборота оружия и наркотиков;
л) наличие (возникновение) очагов межнациональной и
межконфессиональной напряженности, деятельность
международных вооруженных радикальных группировок,
иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих
к государственной границе Российской Федерации и границам ее
союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост
сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира;
м) использование информационных и коммуникационных
технологий в военно-политических целях для осуществления
действий, противоречащих международному праву, направленных
против суверенитета, политической независимости,
территориальной целостности государств и представляющих угрозу
международному миру, безопасности, глобальной и региональной
стабильности;
н) установление в государствах, сопредельных с Российской
Федерацией, режимов, в том числе в результате свержения
легитимных органов государственной власти, политика которых
угрожает интересам Российской Федерации;
о) подрывная деятельность специальных служб и организаций
иностранных государств и их коалиций против Российской
Федерации.
13. Основные внутренние военные опасности:
а) деятельность, направленная на насильственное изменение
конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию
внутриполитической и социальной ситуации в стране,
дезорганизацию функционирования органов государственной
власти, важных государственных, военных объектов и
информационной инфраструктуры Российской Федерации;7
б) деятельность террористических организаций и отдельных
лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и
территориальной целостности Российской Федерации;
в) деятельность по информационному воздействию на
население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая
целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций
в области защиты Отечества;
г) провоцирование межнациональной и социальной
напряженности, экстремизма, разжигание этнической и
религиозной ненависти либо вражды.
14. Основные военные угрозы:
а) резкое обострение военно-политической обстановки
(межгосударственных отношений) и создание условий для
применения военной силы;
б) воспрепятствование работе систем государственного и
военного управления Российской Федерации, нарушение
функционирования ее стратегических ядерных сил, систем
предупреждения о ракетном нападении, контроля космического
пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной
энергетики, атомной, химической, фармацевтической и
медицинской промышленности и других потенциально опасных
объектов;
в) создание и подготовка незаконных вооруженных
формирований, их деятельность на территории Российской
Федерации или на территориях ее союзников;
г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на
территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и
ее союзниками;
д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных
государств (групп государств) с проведением частичной или общей
мобилизации, переводом органов государственного и военного
управления этих государств на работу в условиях военного
времени.
15. Характерные черты и особенности современных военных
конфликтов:
а) комплексное применение военной силы, политических,
экономических, информационных и иных мер невоенного 8
характера, реализуемых с широким использованием протестного
потенциала населения и сил специальных операций;
б) массированное применение систем вооружения и военной
техники, высокоточного, гиперзвукового оружия, средств
радиоэлектронной борьбы, оружия на новых физических
принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием,
информационно-управляющих систем, а также беспилотных
летательных и автономных морских аппаратов, управляемых
роботизированных образцов вооружения и военной техники;
в) воздействие на противника на всю глубину его территории
одновременно в глобальном информационном пространстве, в
воздушно-космическом пространстве, на суше и море;
г) избирательность и высокая степень поражения объектов,
быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение
различных мобильных группировок войск (сил);
д) сокращение временных параметров подготовки к ведению
военных действий;
е) усиление централизации и автоматизации управления
войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной
системы управления к глобальным сетевым автоматизированным
системам управления войсками (силами) и оружием;
ж) создание на территориях противоборствующих сторон
постоянно действующей зоны военных действий;
з) участие в военных действиях иррегулярных вооруженных
формирований и частных военных компаний;
и) применение непрямых и асимметричных способов
действий;
к) использование финансируемых и управляемых извне
политических сил, общественных движений.
16. Ядерное оружие будет оставаться важным фактором
предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и
военных конфликтов с применением обычных средств поражения
(крупномасштабной войны, региональной войны).
III. Военная политика Российской Федерации
17. Основные задачи военной политики Российской
Федерации определяются Президентом Российской Федерации в 9
соответствии с федеральным законодательством, Стратегией
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и
Военной доктриной.
18. Военная политика Российской Федерации направлена на
сдерживание и предотвращение военных конфликтов,
совершенствование военной организации, форм и способов
применения Вооруженных Сил, других войск и органов,
повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения
обороны и безопасности Российской Федерации, а также интересов
ее союзников.
Деятельность Российской Федерации по сдерживанию
и предотвращению военных конфликтов
19. Российская Федерация обеспечивает постоянную
готовность Вооруженных Сил, других войск и органов к
сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к
вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в
соответствии с нормами международного права и международными
договорами Российской Федерации.
20. Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого
другого военного конфликта, положено в основу военной политики
Российской Федерации.
21. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию
и предотвращению военных конфликтов:
а) оценка и прогнозирование развития военно-политической
обстановки на глобальном и региональном уровне, а также
состояния межгосударственных отношений в военно-политической
сфере с использованием современных технических средств и
информационных технологий;
б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных
угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными
средствами;
в) поддержание глобальной и региональной стабильности и
потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне;
г) поддержание Вооруженных Сил, других войск и органов в
заданной степени готовности к боевому применению;10
д) поддержание мобилизационной готовности экономики
Российской Федерации, органов государственной власти, органов
местного самоуправления и организаций в установленных им
сферах деятельности на уровне, необходимом для обеспечения
решения задач в военное время;
е) объединение усилий государства, общества и личности по
защите Российской Федерации, разработка и реализация мер,
направленных на повышение эффективности военно-
патриотического воспитания граждан Российской Федерации и их
подготовки к военной службе;
ж) расширение круга государств-партнеров и развитие
сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере
укрепления международной безопасности в соответствии с
положениями Устава ООН, общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами
Российской Федерации, расширение взаимодействия с
государствами - участниками БРИКС (Федеративная Республика
Бразилия, Российская Федерация, Республика Индия, Китайская
Народная Республика и Южно-Африканская Республика);
з) укрепление системы коллективной безопасности в рамках
Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и
наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области
международной безопасности в рамках Содружества Независимых
Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству
в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества
(ШОС), взаимодействие с Республикой Абхазия и Республикой
Южная Осетия в целях обеспечения совместной обороны и
безопасности, поддержание равноправного диалога в сфере
европейской безопасности с Европейским союзом и НАТО,
содействие построению в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой
модели безопасности, основанной на коллективных внеблоковых
началах;
и) соблюдение международных договоров Российской
Федерации в области сокращения и ограничения ракетно-ядерных
вооружений;
к) заключение и реализация соглашений в области контроля
над обычными вооружениями, а также осуществление мер по
укреплению взаимного доверия;11
л) формирование механизмов взаимовыгодного
двустороннего и многостороннего сотрудничества в
противодействии вероятным ракетным угрозам, включая при
необходимости создание совместных систем противоракетной
обороны с равноправным российским участием;
м) противодействие попыткам отдельных государств (групп
государств) добиться военного превосходства путем развертывания
систем стратегической противоракетной обороны, размещения
оружия в космическом пространстве, развертывания
стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
н) заключение международного договора о предотвращении
размещения в космическом пространстве любых видов оружия;
о) согласование в рамках ООН элементов нормативного
регулирования безопасного осуществления космической
деятельности, включая безопасность операций в космическом
пространстве в их общетехническом понимании;
п) укрепление потенциала Российской Федерации в области
мониторинга объектов и событий в околоземном пространстве,
включая механизм международного взаимодействия в указанной
области;
р) участие в международной миротворческой деятельности, в
том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с
международными (региональными) организациями;
с) разработка и принятие международного механизма
контроля за соблюдением Конвенции о запрещении разработки,
производства и накопления запасов бактериологического
(биологического), токсинного оружия и об их уничтожении;
т) участие в борьбе с международным терроризмом;
у) создание условий, обеспечивающих снижение риска
использования информационных и коммуникационных технологий
в военно-политических целях для осуществления действий,
противоречащих международному праву, направленных против
суверенитета, политической независимости, территориальной
целостности государств и представляющих угрозу
международному миру, безопасности, глобальной и региональной
стабильности. 12
Применение Вооруженных Сил, других войск и органов, их
основные задачи в мирное время, в период непосредственной
угрозы агрессии и в военное время
22. Российская Федерация считает правомерным применение
Вооруженных Сил, других войск и органов для отражения агрессии
против нее и (или) ее союзников, поддержания (восстановления)
мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур
коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих
граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской
Федерации.
23. Применение Вооруженных Сил, других войск и органов в
мирное время осуществляется по решению Президента Российской
Федерации в порядке, установленном федеральным
законодательством. При этом применение Вооруженных Сил,
других войск и органов осуществляется решительно,
целенаправленно и комплексно на основе заблаговременного и
постоянного анализа складывающейся военно-политической и
военно-стратегической обстановки.
24. Российская Федерация рассматривает вооруженное
нападение на государство - участника Союзного государства или
любые действия с применением военной силы против него как акт
агрессии против Союзного государства и осуществит ответные
меры.
25. Российская Федерация рассматривает вооруженное
нападение на государство - члена ОДКБ как агрессию против всех
государств - членов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в
соответствии с Договором о коллективной безопасности.
26. В рамках выполнения мероприятий стратегического
сдерживания силового характера Российской Федерацией
предусматривается применение высокоточного оружия.
27. Российская Федерация оставляет за собой право
применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и
(или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового
поражения, а также в случае агрессии против Российской 13
Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу
поставлено само существование государства.
Решение о применении ядерного оружия принимается
Президентом Российской Федерации.
28. Выполнение стоящих перед Вооруженными Силами,
другими войсками и органами задач организуется и осуществляется
в соответствии с Планом обороны Российской Федерации, указами
Президента Российской Федерации, приказами и директивами
Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами
Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации и документами стратегического
планирования по вопросам обороны.
29. Российская Федерация выделяет воинские контингенты в
состав миротворческих сил ОДКБ для участия в операциях по
поддержанию мира по решению Совета коллективной безопасности
ОДКБ. Российская Федерация выделяет воинские контингенты в
состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ,
Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-
Азиатского региона коллективной безопасности в целях
оперативного реагирования на военные угрозы в отношении
государств - членов ОДКБ и решения иных задач, определенных
Советом коллективной безопасности ОДКБ.
30. Для осуществления миротворческих операций по мандату
ООН или по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет
воинские контингенты в порядке, установленном федеральным
законодательством и международными договорами Российской
Федерации.
31. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее
граждан, поддержания международного мира и безопасности
формирования Вооруженных Сил могут оперативно использоваться
за пределами Российской Федерации в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права,
международными договорами Российской Федерации и
федеральным законодательством.
32. Основные задачи Вооруженных Сил, других войск и
органов в мирное время:
а) защита суверенитета, территориальной целостности
Российской Федерации и неприкосновенности ее территории;14
б) стратегическое (ядерное и неядерное) сдерживание, в том
числе предотвращение военных конфликтов;
в) поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной
готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и
средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а
также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение
неприемлемого ущерба агрессору в любых условиях обстановки;
г) своевременное предупреждение Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской
Федерации о воздушно-космическом нападении, оповещение
органов государственного и военного управления, войск (сил) о
военных опасностях и военных угрозах;
д) поддержание способности Вооруженных Сил, других войск
и органов к заблаговременному развертыванию группировок войск
(сил) на потенциально опасных стратегических направлениях, а
также их готовности к боевому применению;
е) обеспечение воздушно-космической обороны важнейших
объектов Российской Федерации и готовности к отражению ударов
средств воздушно-космического нападения;
ж) развертывание и поддержание в стратегической
космической зоне орбитальных группировок космических
аппаратов, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил;
з) охрана и оборона важных государственных и военных
объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;
и) создание новых, модернизация и развитие имеющихся
объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил, других
войск и органов, а также отбор объектов инфраструктуры двойного
назначения для использования войсками (силами) в целях обороны;
к) защита граждан Российской Федерации за пределами
Российской Федерации от вооруженного нападения на них;
л) участие в операциях по поддержанию (восстановлению)
международного мира и безопасности, принятие мер для
предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов
агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета
Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать
такие решения в соответствии с международным правом;
м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности
судоходства;15
н) обеспечение безопасности экономической деятельности
Российской Федерации в Мировом океане;
о) борьба с терроризмом на территории Российской
Федерации и пресечение международной террористической
деятельности за пределами ее территории;
п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной
обороне и гражданской обороне;
р) участие в охране общественного порядка, обеспечении
общественной безопасности;
с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и
восстановление объектов специального назначения;
т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения;
у) обеспечение национальных интересов Российской
Федерации в Арктике.
33. Основные задачи Вооруженных Сил, других войск и
органов в период непосредственной угрозы агрессии:
а) осуществление комплекса дополнительных мероприятий,
направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение
уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил в
целях проведения стратегического развертывания;
б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в
установленной степени готовности;
в) стратегическое развертывание Вооруженных Сил;
г) участие в обеспечении режима военного положения;
д) осуществление мероприятий по территориальной обороне,
а также выполнение в установленном порядке мероприятий по
гражданской обороне;
е) выполнение международных обязательств Российской
Федерации по коллективной обороне, отражение или
предотвращение в соответствии с нормами международного права
вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к
Российской Федерации с соответствующей просьбой.
34. Основными задачами Вооруженных Сил, других войск и
органов в военное время являются отражение агрессии против
Российской Федерации и ее союзников, нанесение поражения
войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению
военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской
Федерации и ее союзников.16
Развитие военной организации
35. Основные задачи развития военной организации:
а) приведение структуры, состава и численности компонентов
военной организации в соответствие с задачами в мирное время, в
период непосредственной угрозы агрессии и в военное время с
учетом выделения на эти цели достаточного количества
финансовых, материальных и иных ресурсов. Планируемые
количество и сроки выделения указанных ресурсов отражаются в
документах планирования долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации;
б) повышение эффективности и безопасности
функционирования системы государственного и военного
управления, обеспечение информационного взаимодействия между
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными
государственными органами при решении задач в области обороны
и безопасности;
в) совершенствование системы воздушно-космической
обороны Российской Федерации;
г) совершенствование военно-экономического обеспечения
военной организации на основе рационального использования
финансовых, материальных и иных ресурсов;
д) совершенствование военного планирования;
е) совершенствование территориальной обороны и
гражданской обороны Российской Федерации;
ж) совершенствование системы создания запаса
мобилизационных ресурсов, в том числе запасов вооружения,
военной и специальной техники, а также материально-технических
средств;
з) повышение эффективности функционирования системы
эксплуатации и ремонта вооружения, военной и специальной
техники;
и) создание интегрированных структур материально-
технического, социального, медицинского и научного обеспечения
в Вооруженных Силах, других войсках и органах, а также
учреждений военного образования и подготовки кадров;17
к) совершенствование системы информационной
безопасности Вооруженных Сил, других войск и органов;
л) повышение престижа военной службы, всесторонняя
подготовка к ней граждан Российской Федерации;
м) обеспечение военно-политического и военно-технического
сотрудничества Российской Федерации с иностранными
государствами;
н) развитие мобилизационной базы и обеспечение
мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск
и органов, а также совершенствование методов комплектования и
подготовки мобилизационных людских резервов и
мобилизационных людских ресурсов;
о) совершенствование системы радиационной, химической и
биологической защиты войск (сил) и населения.
36. Основные приоритеты развития военной организации:
а) совершенствование системы управления военной
организацией и повышение эффективности ее функционирования;
б) обеспечение необходимой степени укомплектованности,
оснащенности и обеспеченности соединений, воинских частей и
формирований постоянной готовности и требуемого уровня их
подготовки;
в) повышение качества подготовки кадров и военного
образования, а также наращивание военно-научного потенциала.
Строительство и развитие
Вооруженных Сил, других войск и органов
37. Основная задача строительства и развития Вооруженных
Сил, других войск и органов - приведение их структуры, состава,
численности и оснащенности современными (перспективными)
образцами вооружения, военной и специальной техники в
соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием
и характером военных конфликтов, задачами в мирное время, в
период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а
также с политическими, социально-экономическими,
демографическими и военно-техническими условиями и
возможностями Российской Федерации.18
38. В строительстве и развитии Вооруженных Сил, других
войск и органов Российская Федерация исходит из необходимости:
а) совершенствования состава и структуры Вооруженных Сил,
других войск и органов, оптимизации штатной численности
военнослужащих;
б) обеспечения рационального соотношения соединений и
воинских частей постоянной готовности и соединений и воинских
частей, предназначенных для мобилизационного развертывания
Вооруженных Сил, других войск и органов;
в) повышения качества оперативной, боевой, специальной и
мобилизационной подготовки;
г) совершенствования взаимодействия между объединениями,
соединениями и воинскими частями видов и родов войск
Вооруженных Сил, другими войсками и органами, федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями, привлекаемыми к организации
обороны;
д) обеспечения современными образцами вооружения,
военной и специальной техники (материально-техническими
средствами) и их качественного освоения;
е) интеграции и скоординированного развития систем
технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных
Сил, других войск и органов;
ж) совершенствования систем военного образования и
воспитания, подготовки кадров, военной науки;
з) подготовки высокопрофессиональных, преданных
Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной
службы.
39. Выполнение основных задач строительства и развития
Вооруженных Сил, других войск и органов достигается путем:
а) формирования и последовательной реализации военной
политики;
б) эффективного военно-экономического обеспечения и
достаточного финансирования Вооруженных Сил, других войск и
органов;
в) повышения эффективности функционирования оборонно-
промышленного комплекса;19
г) обеспечения надежного функционирования системы
управления Вооруженными Силами, другими войсками и органами
в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в
военное время;
д) поддержания способности экономики страны обеспечить
потребности Вооруженных Сил, других войск и органов;
е) поддержания мобилизационной базы в состоянии,
обеспечивающем проведение мобилизационного развертывания
Вооруженных Сил, других войск и органов;
ж) развития сил гражданской обороны постоянной
готовности, способных выполнять свои функции в мирное время, в
период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
з) формирования территориальных войск для охраны и
обороны военных, государственных и специальных объектов,
объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения,
функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов
энергетики, а также объектов, представляющих повышенную
опасность для жизни и здоровья людей;
и) совершенствования системы дислокации (базирования)
Вооруженных Сил, других войск и органов, в том числе за
пределами территории Российской Федерации, в соответствии с
международными договорами Российской Федерации и
федеральным законодательством;
к) создания эшелонированной по стратегическим и
операционным направлениям системы военной инфраструктуры;
л) заблаговременного создания запаса мобилизационных
ресурсов;
м) эффективного обеспечения информационной безопасности
Вооруженных Сил, других войск и органов;
н) совершенствования структуры военных образовательных
организаций высшего образования, федеральных государственных
образовательных организаций высшего образования, в которых
проводится обучение граждан Российской Федерации по
программам военной подготовки, а также оснащения их
современной учебной материально-технической базой;
о) повышения уровня социального обеспечения
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов 20
их семей, а также гражданского персонала Вооруженных Сил,
других войск и органов;
п) реализации установленных федеральным
законодательством социальных гарантий военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей,
повышения качества их жизни;
р) совершенствования системы комплектования
военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и
по призыву, с преимущественным укомплектованием должностей
рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность
соединений и воинских частей Вооруженных Сил, других войск и
органов, военнослужащими, проходящими военную службу по
контракту;
с) укрепления организованности, правопорядка и воинской
дисциплины, а также профилактики и пресечения коррупционных
проявлений;
т) совершенствования допризывной подготовки и военно-
патриотического воспитания граждан;
у) обеспечения государственного и гражданского контроля
деятельности федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области обороны.
Мобилизационная подготовка и мобилизационная готовность
Российской Федерации
40. Мобилизационная готовность Российской Федерации
обеспечивается подготовкой к выполнению в установленные сроки
мобилизационных планов.
Заданный уровень мобилизационной готовности Российской
Федерации зависит от прогнозируемой военной угрозы, характера
военного конфликта и достигается за счет проведения в
необходимом объеме мероприятий по мобилизационной
подготовке, а также за счет оснащения Вооруженных Сил, других
войск и органов современным вооружением, поддержания военно-
технического потенциала на достаточном уровне.
41. Основной целью мобилизационной подготовки является
подготовка экономики Российской Федерации, экономики 21
субъектов Российской Федерации, экономики муниципальных
образований, подготовка органов государственной власти, органов
местного самоуправления и организаций, подготовка Вооруженных
Сил, других войск и органов к обеспечению защиты государства от
вооруженного нападения и удовлетворению потребностей
государства и нужд населения в военное время.
42. Основные задачи мобилизационной подготовки:
а) обеспечение устойчивого государственного управления в
военное время;
б) создание нормативно-правовой базы, регулирующей
применение экономических и иных мер в период мобилизации, в
период действия военного положения и в военное время, включая
особенности функционирования в эти периоды финансово-
кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения;
в) обеспечение потребности Вооруженных Сил, других войск
и органов, других потребностей государства и нужд населения в
военное время;
г) создание специальных формирований, предназначенных
при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы
или использования в интересах экономики Российской Федерации;
д) поддержание промышленного потенциала Российской
Федерации на уровне, достаточном для удовлетворения
потребностей государства и нужд населения в военное время;
е) обеспечение дополнительными людскими и материально-
техническими ресурсами Вооруженных Сил, других войск и
органов, отраслей экономики для решения задач в условиях
военного времени;
ж) организация восстановительных работ на объектах,
поврежденных или разрушенных вследствие военных действий,
включая восстановление производственных мощностей,
предназначенных для выпуска вооружения, военной и специальной
техники, а также прикрытия на транспортных коммуникациях;
з) организация снабжения населения продовольственными и
непродовольственными товарами в условиях ограниченных
ресурсов в военное время.22
IV. Военно-экономическое обеспечение обороны
43. Основной задачей военно-экономического обеспечения
обороны является создание условий для устойчивого развития и
поддержания возможностей военно-экономического и военно-
технического потенциалов государства на уровне, необходимом для
реализации военной политики и надежного удовлетворения
потребностей военной организации в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время.
44. Задачи военно-экономического обеспечения обороны:
а) оснащение Вооруженных Сил, других войск и органов
вооружением, военной и специальной техникой на основе развития
военно-научного потенциала страны, концентрации ее финансовых
и материально-технических ресурсов, повышения эффективности
их использования с целью достижения уровня, достаточного для
решения возложенных на военную организацию задач;
б) своевременное и полное обеспечение Вооруженных Сил,
других войск и органов материальными средствами, необходимыми
для реализации мероприятий планов (программ) их строительства и
применения, оперативной, боевой, специальной и
мобилизационной подготовки войск (сил);
в) развитие оборонно-промышленного комплекса путем
координации военно-экономической деятельности государства в
интересах обеспечения обороны, интеграции в определенных
сферах производства гражданского и военного секторов экономики,
правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности
военного, специального и двойного назначения;
г) совершенствование военно-политического и военно-
технического сотрудничества с иностранными государствами в
интересах укрепления мер доверия и снижения глобальной и
региональной военной напряженности в мире.
Оснащение Вооруженных Сил, других войск и органов
вооружением, военной и специальной техникой
45. Основной задачей оснащения Вооруженных Сил, других
войск и органов вооружением, военной и специальной техникой
является создание и поддержание взаимоувязанной и целостной 23
системы вооружения в состоянии, соответствующем задачам и
предназначению Вооруженных Сил, других войск и органов,
формам и способам их применения, экономическим и
мобилизационным возможностям Российской Федерации.
46. Задачи оснащения Вооруженных Сил, других войск и
органов вооружением, военной и специальной техникой:
а) комплексное оснащение (переоснащение) современными
системами и образцами вооружения, военной и специальной
техники Вооруженных Сил, других войск и органов, а также
поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое
применение;
б) создание многофункциональных (многоцелевых) средств
вооружения, военной и специальной техники с использованием
унифицированных компонентов;
в) развитие сил и средств информационного противоборства;
г) качественное совершенствование средств информационного
обмена на основе использования современных технологий и
международных стандартов, а также единого информационного
пространства Вооруженных Сил, других войск и органов как части
информационного пространства Российской Федерации;
д) обеспечение функционального и организационно-
технического единства систем вооружения Вооруженных Сил,
других войск и органов;
е) создание новых образцов высокоточного оружия и средств
борьбы с ним, средств воздушно-космической обороны, систем
связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы,
комплексов беспилотных летательных аппаратов,
роботизированных ударных комплексов, современной
транспортной авиации, систем индивидуальной защиты
военнослужащих;
ж) создание базовых информационно-управляющих систем и
их интеграция с системами управления оружием и комплексами
средств автоматизации органов управления стратегического,
оперативно-стратегического, оперативного, оперативно-
тактического и тактического масштаба.24
47. Реализация задач оснащения Вооруженных Сил, других
войск и органов вооружением, военной и специальной техникой
предусматривается в государственной программе вооружения и
других государственных программах (планах).
Обеспечение Вооруженных Сил, других войск
и органов материальными средствами
48. Обеспечение Вооруженных Сил, других войск и органов
материальными средствами, их накопление и содержание
осуществляются в рамках интегрированных и скоординированных
систем технического и тылового обеспечения.
49. Основная задача обеспечения Вооруженных Сил, других
войск и органов материальными средствами в мирное время -
накопление, эшелонированное размещение и содержание запасов
материальных средств, обеспечивающих стратегическое
развертывание Вооруженных Сил и ведение военных действий
(исходя из сроков перевода экономики, отдельных ее отраслей и
организаций промышленности на работу в условиях военного
времени) с учетом физико-географических условий стратегических
направлений и возможностей транспортной системы.
50. Основная задача обеспечения Вооруженных Сил, других
войск и органов материальными средствами в период
непосредственной угрозы агрессии - дообеспечение войск (сил)
материальными средствами по штатам и нормам военного времени.
51. Основные задачи обеспечения Вооруженных Сил, других
войск и органов материальными средствами в военное время:
а) подача запасов материальных средств с учетом
предназначения группировок войск (сил), порядка, сроков их
формирования и предполагаемой продолжительности ведения
военных действий;
б) восполнение потерь вооружения, военной и специальной
техники и материальных средств в ходе ведения военных действий
с учетом возможностей организаций промышленности по
поставкам, ремонту вооружения, военной и специальной техники.25
Развитие оборонно-промышленного комплекса
52. Основной задачей развития оборонно-промышленного
комплекса является обеспечение его эффективного
функционирования как высокотехнологичного многопрофильного
сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности
Вооруженных Сил, других войск и органов в современном
вооружении, военной и специальной технике и обеспечить
стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых
рынках высокотехнологичной продукции и услуг.
53. К задачам развития оборонно-промышленного комплекса
относятся:
а) совершенствование оборонно-промышленного комплекса
на основе создания и развития крупных научно-производственных
структур;
б) совершенствование системы межгосударственной
кооперации в области разработки, производства и ремонта
вооружения и военной техники;
в) обеспечение технологической независимости Российской
Федерации в области производства стратегических и других
образцов вооружения, военной и специальной техники в
соответствии с государственной программой вооружения;
г) совершенствование системы гарантированного
материально-сырьевого обеспечения производства и эксплуатации
вооружения, военной и специальной техники на всех этапах
жизненного цикла, в том числе отечественными комплектующими
изделиями и элементной базой;
д) формирование комплекса приоритетных технологий,
обеспечивающих разработку и создание перспективных систем и
образцов вооружения, военной и специальной техники;
е) сохранение государственного контроля над стратегически
значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса;
ж) активизация инновационно-инвестиционной деятельности,
позволяющей проводить качественное обновление научно-
технической и производственно-технологической базы;26
з) создание, поддержание и внедрение военных и гражданских
базовых и критических технологий, обеспечивающих создание,
производство и ремонт находящихся на вооружении и
перспективных образцов вооружения, военной и специальной
техники, а также позволяющих обеспечить технологические
прорывы или опережающий научно-технологический задел в целях
разработки принципиально новых образцов вооружения, военной и
специальной техники, обладающих ранее недостижимыми
возможностями;
и) совершенствование системы программно-целевого
планирования развития оборонно-промышленного комплекса в
целях повышения эффективности оснащения Вооруженных Сил,
других войск и органов вооружением, военной и специальной
техникой, обеспечения мобилизационной готовности оборонно-
промышленного комплекса;
к) разработка и производство перспективных систем и
образцов вооружения, военной и специальной техники, повышение
качества и конкурентоспособности продукции военного
назначения, создание системы управления полным жизненным
циклом вооружения, военной и специальной техники;
л) совершенствование механизма размещения заказов на
поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для
федеральных нужд;
м) реализация предусмотренных федеральным
законодательством мер экономического стимулирования
организаций - исполнителей государственного оборонного заказа;
н) совершенствование деятельности организаций оборонно-
промышленного комплекса путем внедрения организационно-
экономических механизмов, обеспечивающих их эффективное
функционирование и развитие;
о) совершенствование кадрового состава и наращивание
интеллектуального потенциала оборонно-промышленного
комплекса, обеспечение социальной защищенности работников
оборонно-промышленного комплекса;
п) обеспечение производственно-технологической готовности
организаций оборонно-промышленного комплекса к разработке и
производству приоритетных образцов вооружения, военной и
специальной техники в заданных объемах и требуемого качества.27
Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество
Российской Федерации с иностранными государствами
54. Российская Федерация осуществляет военно-политическое
и военно-техническое сотрудничество с иностранными
государствами (далее - военно-политическое и военно-техническое
сотрудничество), международными, в том числе региональными,
организациями на основе внешнеполитической, экономической
целесообразности и в соответствии с федеральным
законодательством и международными договорами Российской
Федерации.
55. Задачи военно-политического сотрудничества:
а) укрепление международной безопасности и стратегической
стабильности на глобальном и региональном уровнях на основе
верховенства международного права, прежде всего положений
Устава ООН;
б) формирование и развитие союзнических отношений с
государствами - членами ОДКБ и государствами - участниками
СНГ, с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия,
дружественных и партнерских отношений с другими
государствами;
в) развитие переговорного процесса по созданию
региональных систем безопасности с участием Российской
Федерации;
г) развитие отношений с международными организациями по
предотвращению конфликтных ситуаций, сохранению и
укреплению мира в различных регионах, в том числе с участием
российских воинских контингентов в миротворческих операциях;
д) сохранение равноправных отношений с заинтересованными
государствами и международными организациями для
противодействия распространению оружия массового поражения и
средств его доставки;
е) развитие диалога с заинтересованными государствами о
национальных подходах к противодействию военным опасностям и
военным угрозам, возникающим в связи с масштабным
использованием информационных и коммуникационных
технологий в военно-политических целях;28
ж) выполнение международных обязательств Российской
Федерации.
56. Основные приоритеты военно-политического
сотрудничества:
а) с Республикой Белоруссия:
координация деятельности в области развития национальных
вооруженных сил и использования военной инфраструктуры;
выработка и согласование мер по поддержанию
обороноспособности Союзного государства в соответствии с
Военной доктриной Союзного государства;
б) с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия -
взаимодействие в целях обеспечения совместной обороны и
безопасности;
в) с государствами - членами ОДКБ - консолидация усилий в
совершенствовании сил и средств системы коллективной
безопасности ОДКБ в интересах обеспечения коллективной
безопасности и совместной обороны;
г) с государствами - участниками СНГ - обеспечение
региональной и международной безопасности, осуществление
миротворческой деятельности;
д) с государствами - членами ШОС - координация усилий в
интересах противодействия новым военным опасностям и военным
угрозам на совместном пространстве, а также создание
необходимой нормативно-правовой базы;
е) с ООН, другими международными, в том числе
региональными, организациями - вовлечение представителей
Вооруженных Сил, других войск и органов в руководство
миротворческими операциями, в процесс планирования и
выполнения мероприятий по подготовке операций по поддержанию
(восстановлению) мира, а также участие в разработке, согласовании
и реализации международных соглашений в области контроля над
вооружениями и укрепления международной безопасности,
расширение участия подразделений и военнослужащих
Вооруженных Сил, других войск и органов в операциях по
поддержанию (восстановлению) мира.
57. Задачи военно-технического сотрудничества определяются
Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным
законодательством.29
58. Основные направления военно-технического
сотрудничества формулируются в ежегодном Послании Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации.
* * *
Положения Военной доктрины могут уточняться с
изменением характера военных опасностей и военных угроз, задач
в области обеспечения обороны и безопасности, а также условий развития Российской Федерации.

1 комментарий:

  1. Любое высказанное вслух в общественном месте или написанное мнение (хоть в ленте фейсбука) можно трактовать как "Деятельность по информационному воздействию на население", а если такое мнение отличается от позиции властей, то это деятельность соответственно "имеющая целью подрыв..."
    Это новая стадия борьбы с инакомыслящими, вероятно более жесткая. Особенно заставляет задуматься на фоне увеличения довольствия "погонам" и судьям.

    ОтветитьУдалить